21—23 марта 2008 г. в Минске состоится тренинг-семинар «МУЖСКОЕ И ЖЕНСКОЕ. МАГИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ»

Наши специалисты

Фурманов И. А.

Ведущий специалист по детской агрессивности, практикующий консультант и психотерапевт.

Ядченко Л. Е.

Офтальмомикрохирург. Врач высшей категории. Закончил Военно-медицинскую Академию им. С.М. Кирова (г. Ленинград) в 1989 г.

Сакович Н. А.

Сфера профессиональных интересов: арт-терапия, сказкотерапия, юнгианская песочная психотерапия. Проводит тренинги и индивидуальные консультации для подростков и их родителей.

Шигорина Е. В.

Квалифицированный психолог-консультант, специалист по индивидуальной и групповой телесно-ориентированной психотерапии.

Денюшкин С. Л.

Заместитель директора по учебной работе (начальные классы) СШ №98 Заводского района г. Минска.

Фурманова Н. В.

Старший преподаватель кафедры прикладной психологии БГПУ имени М. Танка, магистр психологии.

Бельская Е. П.

Врач-педиатр, первая квалификационная категория. Стаж работы по специальности 16 лет.

Новости от наших партнеров

Здесь Вы найдете информацию о ближайших событиях у наших партнеров. Постоянное обновление.

Марина Тихомирова

Музыкальные новости от Марины Тихомировой - теперь здесь и здесь.

Вы здесь: Главная  Консультации специалистов  Сакович Н. А.  «Я» в фокусе (практика фототерапии)

«Я» в фокусе (практика фототерапии)

«Я» в фокусе

Фототерапия связана с применением фотографии для решения различных психологических проблем, а так же для развития и гармонизации личности. Особый интерес она представляет для подростков. С помощью фотографии подросток решает для себя следующие задачи:
1. Выделение себя из общей массы.
2. Поиск и нахождение идентичности.
3. Обретение чувства независимости – Я сам нахожу то, что представляет интерес, что отвечает на многие вопросы; Я могу моделировать окружающий меня мир и т.п.
4. Обретение группы единомышленников.
5. Согласование Я-образов.
6. Творческое самовыражение и др.
В подростковом возрасте, когда увеличивается разрыв между Идеальным и Реальным Я, когда мир делиться на несколько «параллельных миров», фотография дает возможность комбинировать разные элементы идеального и реального мира друг с другом постепенно интегрируя Я-концепцию. Благодаря фотографиям подросток не только осваивает и проживает латентные роли, но и запечатлевает их на снимках. Образы становятся частью опыта подростка, к которому он имеет возможность возвращаться, как только возьмет снимки в руки.

А.И. Копытин, в своей книге «Тренинг по фототерапии», выделяет одиннадцать психологических функций фотографии. Применительно к подросткам эти функции можно расшифровать следующим образом.
Актуализирующая функция позволяет подростку через фотографию актуализировать либо положительный, либо отрицательный опыт с целью повторного переживания. Особенно эта функция становиться важной в ситуации подростковой депрессии, суицидальных настроений. Фокусировка на фотографиях счастливого детства, ярких событий жизни, любящих людей помогает укрепить внутренние ресурсы, дают стимул к дальнейшему развитию.

Стимулирующая функция активизирует все сенсорные системы подростка позволяя преодолеть подростковую сенсорную депривацию. В процессе фотографирования и просмотра готовых снимков у подростка формируются новые представления.

Организующая функция фотографии активизирует творческое мышление и способствует «встраиванию объекта восприятия в систему личных значений» подростка.

Благодаря объективирующей функции фотографии подросток осознает свою принадлежность к национальной, социальной, религиозной, культурной и др. группам, все то, что является основой для самоидентификации. Рассматривая (отражая) снимки за какой-то период своей жизни подросток (психолог) может провести ретроспективный анализ этого этапа.

Отражающая функция фотографии позволит увидеть и понять внутреннюю и внешнюю динамику развития.

Смыслообразующая функция позволяет подростку увидеть в каких-то событиях жизни новые смыслы, дает возможность взглянуть на одно и то же событие с разных сторон, обеспечивает альтернативное понимание, устанавливает связь между событиями и внутренним миром.

Деконструирующая функция фотографии решает задачу «освобождения» подростка от ложных «сконструированных» значений, способствует формированию новой системы значений, отражающих его внутреннюю и внешнюю реальность.

Функция рефрейминга поможет подростку не только реабилитировать свое Я, но и обогатить свой жизненный опыт.
Используя свои фотографии в коллаже или работая с цифровым фото в программе PhotoShop подросток имеет возможность посмотреть на себя и свою жизнь по новому, увидеть новые смыслы, реализовать мечты.

Удерживающая функция фотографии помогает подростку отреагировать какие-то жизненные события безопасно. Фотография удерживает чувства, не давая им выплеснуться.
Следующая, экспрессивно-катарсическая функция решает задачу повторного переживания события с целью его отреагирования. Находясь в кадре, принимая разные позы, переодеваясь в костюмы или снимая объекты, относящиеся к тематике своей проблемы подросток освобождается от тягостных переживаний.

И последняя, защитная функция фотографии. Она обеспечивает подростку возможность не только дистанцироваться от травматичных переживаний, но и частично контролировать их. Контроль над ситуацией и своими чувствами дает ощущение безопасности, так важной при психологической работе с подростком.

Хотелось бы привести следующий пример. Однажды, на одном из тренинговых занятий с подростками, в процессе игры, один из ребят решил создать образ человека, покончившего жизнь самоубийством. Используя театральный грим, Максим создал на лице необходимую маску. Затем, используя веревку для упражнений и игр («веревочный» курс), которую он надел на шею, продемонстрировал группе свой образ повешенного.
Это один из подводных камней работы с подростками, на который иногда «натыкаются» психологи. В этой ситуации необходимо быть крайне осторожным, направлять все занятие на проигрывание актуализирующейся роли. Здесь очень здорово помог цифровой фотоаппарат, который оказался у одного из подростков. Он сфотографировал Максима в этой роли. Ребята внимательно рассматривали снимки, а затем захотели попробовать себя в этой роли. Они гримировались и фотографировали друг друга. Долго рассматривали свои и чужие снимки. Фотоаппарат буквально «ходил» по кругу.
После этого действа мы провели обсуждение того, что происходило. Подростки подняли волнующие их темы страхов смерти, самоубийств и др. В течении длительного времени рассматривая фотографии ребята описывали свои чувства по отношению к себе и другим, говорили о причинах, которые могут привести человека к такому решению, постепенно выходя на ценности жизни, на то, что доставляет радость, делает их счастливыми и красивыми. Фотографии помогли им прожить негативный опыт безопасно, посмотреть на ситуацию со стороны, трезво оценить ее и принять решение в пользу жизни.

Используя различные фототерапевтические технологии в работе я выделила наиболее понравившиеся подросткам. Их можно использовать как самостоятельные формы, так и включать в коррекционные программы или тренинги. Главное условие – наличие фотокамеры, фотопленки и желания.
Предложенные формы фототерапии даются в виде домашнего задания. В ситуации отсутствия фотоаппарата или невозможности выполнения домашнего задания можно в каждом из предложенных упражнений использовать готовые фотографии. Это снимки, принесенные подростками из семейного архива; распечатанные фото из Интернета, которые в больших количествах по любым темам можно найти на страничках с фотообоями; профессиональные фотоснимки, вырезанные из журналов (в том числе по фотографии).

Фотомарафон


Фотомарафон – это очень привлекательная для подростков форма фототерапии. Она позволяет проявить самостоятельность и независимость в процессе работы над темой, не ограничена кабинетом психолога, способствует проявлению и развитию креативности. Задачи, которые решает фотомарафон напрямую связаны с его темой. Например, если тема «Тысяча и один путь в будущее», психолог ставит задачу актуализации профессиональных интересов и склонностей, а тема «Мои отражения» способствует актуализации самоинтереса, интеграции Я образов и др.
Необходимые материалы: фотокамера, фотопленка.
Примерные темы фотомарафона: «Мои тревоги и страхи», «Весна…Пробуждение», «Тысяча и один путь в будущее», «Смыслы и ценности», «Песни души», «Противостояние», «Ад и рай на земле», «Мои отражения», «Парад фантазий», «Я в мире и мир во мне», «Жажда роста», «Сны», «В поисках бога» и др.
Фотомарафон может быть индивидуальным, тогда задание подросток выполняет самостоятельно в течении оговоренного времени. Например, в течении недели. В случае группового фотомарафона, когда одну тему «разрабатывают» все участники тренинга, время сокращается до одного-полутора часов. Возможно деление на микрогруппы и совместная работа над темой (один фотоаппарат на группу).
Ход работы:
1. Подростку (или группе) предлагается в течении недели (1,5 часа) делать снимки по заданной теме. Это может быть поставленная подростком или группой сцена или спонтанное фотографирование отвечающей тематике сцены или события. При необходимости оговаривается территориальная граница фотопутешествия.
2. К готовым фотографиям придумывается название. Каждый снимок рассматривается и обсуждается. При работе в группе подростки разбиваются на пары, обмениваются снимками. Задача каждого в паре – понять то, что хотел передать в фотографии его партнер.
3. В конце каждого марафона делается тематическая выставка.

Фоторепортаж (Мобильный фоторепортаж)

Цель: повторное переживание события с целью его отреагирования, получения эмоционально положительного ресурса, поиска новых смыслов и др.
Примерные темы: «Первый день каникул», «Один день из моей жизни», «Один день из жизни моего класса», «Перемена в школе», «Ура, дискотека!», «Экзамен» и др.
Ход работы:
1. Подростку предлагается сделать серию снимков на заданную тему. Это должна быть фотохроника заданного темой события.
2. Отпечатанные снимки располагаются на листе ватмана по хронологии события. Каждой фотографии необходимо придумать свою рамку и название. Затем автор представляет свой фоторепортаж.
При работе в группе фоторепортажи могут рассматриваться и обсуждаться в микрогруппах. Так как в последнее время у подростков увеличилось количество мобильных телефонов с встроенной фотокамерой, фоторепортаж может быть мобильным. Такая форма работы несомненно будет интересна подростку.

Метафорический автопортрет

Цель: актуализация и выражение чувств, связанных с самоотношением, исследование и укрепление Я-концепции.
Ход работы:
1. Подросткам предлагается сделать ряд снимков, по принципу игры в ассоциации. Если бы я был растением (животным, книгой, вещью, зданием, продуктом и др.) то я был бы…
2. Затем на листе ватмана, в центре подросток располагает свою реальную фотографию. Вокруг нее он располагает ассоциативные снимки.
3. При обсуждении в группе подростки делятся на пары, обмениваются метафорическими автопортретами и проговаривают свои чувства.
Еще один групповой вариант, это когда каждый располагает ассоциативные фотографии по кругу, не помещая свою фотографию в центр. Задача группы – по ассоциативным снимкам отгадать, чей это метафорический автопортрет и затем поместить в центр его фотографию.

Галерея образов

Цель: актуализация и проигрывание латентных ролей, обогащение драматического опыта, интеграция Я-образов.
Необходимые материалы: элементы костюмов, маски, арт-материалы, позволяющие создать костюм, грим, магнитофон, аудиозаписи и др.
Ход работы:
1. Подумать, какую роль (роли) я хотел бы сыграть, какой образ хотел бы создать.
2. Используя готовый арсенал костюмов, грим, арт-материалы и музыку перевоплотиться в желаемый образ.
3. Игра в роли: танец, спонтанное движение, мимика, драматизация и т.п. В случае индивидуальной работы фотографирует психолог или помошник. При групповой работе - деление на пары и создание взаимных фотосессий в роли. Фотографий в роли должно быть не менее трех.
4. На следующем занятии, когда снимки напечатаны – рассматривание фотографий и их обсуждение в парах или микрогруппах. Подростки должны обязательно дать друг другу обратную связь по проигранной роли.
Подростки с удовольствием делают фотоальбомы на тему «Роли которые я играю и хотел бы сыграть». Такая работа очень эффективна при наличии проблем ролевого смешения или ролевой депривации, наличии негативного самоотношения.
Использование технологий фототерапии может стать частью вашей работы по созданию классной или педагогической команды; по реабилитации детей «изгоев», по переориентации учительского или родительского поведения и др.

Литература:
1. Арт-терапия в эпоху постмодерна /под ред. А.И.Копытина. СПб.: Речь, 2002.
2. Копытин А.И. Тренинг по фототерапии. – СПб.: Речь, 2003.


© Н. А. Сакович, 2006
Версия для печати

Copyright © 2006 Deti.by

Все материалы, размещенные на портале "DETI.BY" защищены авторскими правами.
Использование фотографий ЗАПРЕЩЕНО без письменного разрешения их авторов.
При любом использовании материалов ссылка на WWW.DETI.BY обязательна. Подробнее »



Каталог TUT.BY Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов Белорусский рейтинг MyMinsk.com Rating All.BY Internet Map