21—23 марта 2008 г. в Минске состоится тренинг-семинар «МУЖСКОЕ И ЖЕНСКОЕ. МАГИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ»

Наши специалисты

Фурманов И. А.

Ведущий специалист по детской агрессивности, практикующий консультант и психотерапевт.

Ядченко Л. Е.

Офтальмомикрохирург. Врач высшей категории. Закончил Военно-медицинскую Академию им. С.М. Кирова (г. Ленинград) в 1989 г.

Сакович Н. А.

Сфера профессиональных интересов: арт-терапия, сказкотерапия, юнгианская песочная психотерапия. Проводит тренинги и индивидуальные консультации для подростков и их родителей.

Шигорина Е. В.

Квалифицированный психолог-консультант, специалист по индивидуальной и групповой телесно-ориентированной психотерапии.

Денюшкин С. Л.

Заместитель директора по учебной работе (начальные классы) СШ №98 Заводского района г. Минска.

Фурманова Н. В.

Старший преподаватель кафедры прикладной психологии БГПУ имени М. Танка, магистр психологии.

Бельская Е. П.

Врач-педиатр, первая квалификационная категория. Стаж работы по специальности 16 лет.

Новости от наших партнеров

Здесь Вы найдете информацию о ближайших событиях у наших партнеров. Постоянное обновление.

Марина Тихомирова

Музыкальные новости от Марины Тихомировой - теперь здесь и здесь.

Сказки Стишенок

Яйцо

Большое белое яйцо лежало на траве, а внутри у него билось маленькое сердце. Птенец, который должен был вот-вот появиться на свет, находился еще там, но уже испытывал какое-то непонятное беспокойство. Скорлупа, такая уютная прежде, вдруг стала тесной и сковывающей. Теплый дом, который защищал от холода, ветра и дождя, охранял от косых взглядов и острых когтей, начал мешать. Птенец вдруг обнаружил, что не может расправить крылья и взлететь, не знает, что находится за тонкой и прочной стеной, хотя звуки и голоса, доносившиеся оттуда, он слышал постоянно.

- Я хочу увидеть, что там, - подумал птенец и тронул крылом скорлупу.
Она осталась невредимой, но неожиданно произнесла:
- Что ты делаешь, глупый птенчик? Зачем покидать родной дом, который вырастил и воспитал тебя? Окружающий мир суров, он не будет заботиться о тебе так, как забочусь я. Ты сам станешь искать себе пищу и кров. Хотя, впрочем, ломай меня. Не тебе ведь будет больно.

От неожиданности птенец растерялся: как же он раньше не подумал о скорлупе? Там, за стеной, был неизвестный мир, который звал и манил. Неведомая сила влекла его туда. Влекла так, что сидеть взаперти было почти невозможно. Но скорлупа, она действительно его вырастила, отдавая своё тепло и храня от опасностей.

- Какой я неблагодарный, - подумал птенец, - как я мог решиться на такое?
И он притих, а затем произнес:
- Попробую жить, как прежде. Ведь было же мне раньше хорошо. Здесь тепло и уютно. А мир за стеной?.. Может быть, он действительно холодный и колючий?

И птенчик остался в скорлупе.

Но беспокойство почему-то не проходило и с каждым днем ему становилось все труднее дышать. Вдруг птенец понял, что вырос из яйца и для дальнейшего роста ему необходимы совсем другие условия. Неожиданно он почувствовал прилив бодрости, сердце забилось чаще, и в ослабленных крыльях появилась сила.

- А ведь если я не буду пользоваться крыльями, я так и не научусь летать, - подумал птенец. - Как я мог забыть об этом?

Он посмотрел на скорлупу и сказал:
- Прости меня за боль, которую причиняю тебе, но моя жизнь не должна окончиться здесь. Ты помогла мне вырасти и окрепнуть, но сейчас я хочу увидеть новый мир, жить в нём и, конечно, летать. А если на моем пути встретятся трудности, я научусь справляться с ними сам.

Скорлупа молчала. Наконец, она произнесла: - Ты прав, мой птенец. Из-за своей большой любви я даже не заметила, как ты вырос и повзрослел. Лети же, и пусть удача сопутствует тебе.

Услышав эти слова, птенчик разбил клювом скорлупу, и вышел в незнакомый, удивительный, таинственный и такой желанный мир.

Яйцо
Сказка для родителей и детей, имеющих сложности во взаимоотношениях.

Рекомендуется использовать в процессе семейного и индивидуального консультирования.

Сказка помогает дать оценку своей роли в семье и жизни, осмыслить ее и выйти на новый уровень взаимоотношений, при которых, выражаясь языком транзактного анализа Э. Берна, общение обеих сторон переходит из состояния Родитель-Ребенок в состояние Взрослый-Взрослый. Также сказка помогает найти путь раскрытия личностного потенциала и способствует самореализации.

Возможные вопросы при анализе сказки:
  1. О чем эта сказка?
  2. Как вы думаете, в каких обстоятельствах может возникнуть подобная ситуация?
  3. Кто из героев вам наиболее близок? Почему?
  4. Знакома ли вам подобная ситуация и те чувства, которые испытывали герои?
  5. Есть ли смысл в том, что птенец вышел в незнакомый мир?
  6. Что произошло, если бы птенец остался в скорлупе?
  7. Чему мы можем научиться у этой сказки?
  8. Нарисуйте самую яркую для вас картинку сказки.
Технологии использования сказки:
Сказку можно использовать в качестве метафоры, а также провести ее анализ, рассказывание, рисование и проигрывание в ролях или с помощью кукол.

Золотая рыбка

В одном теплом море жила стайка золотых рыбок. Больше всего на свете рыбки любили путешествовать и находить необыкновенные камушки, кораллы и ракушки. Самым шустрым в стайке был Волнистый Хвостик. Он плавал быстрее всех и поэтому предметы, которые встречались ему в пути, рассматривал очень невнимательно. А после путешествий, когда друзья собирались вместе и рассказывали о своих удивительных находках, Волнистый Хвостик громко смеялся над ними:
- Вы увидели только по одному предмету, а я - пять, вы проплыли по одному километру, а я за это же время одолел целых три.

Но когда рыбки поясняли, чем же удивительна одна их находка, Волнистый Хвостик замолкал, потому что он ничего необычного и интересного в своих ракушках и кораллах не замечал. Но, немного помолчав, он с гневом и возмущением набрасывался на своих друзей:
- Ты не показала мне изгиб этой ракушки, - говорил он Золотой Спинке.
- А ты не обратил моего внимания на удивительный цвет этого коралла, - упрекал он Красного Плавничка.
- И вообще, вы постоянно отстаете от меня, - добавлял Хвостик, глядя на всех.

Рыбки терялись, веселье исчезало, и они молча расплывались по своим домикам.

Но однажды, устав выслушивать постоянные упреки, друзья решили:
- Разыщем-ка мы большого Зеркального Карпа и попросим его попутешествовать рядом с Хвостиком пару дней, а сами уплывем в другую сторону. Пусть Волнистый сам отвечает за свои поступки. Когда же он снова начнет нас стыдить, покажем настоящего виновника всех его проблем.

Сказано - сделано. Несколько дней Зеркальный Карп плыл рядом с Волнистым Хвостиком, не мешая ему рассматривать камушки, кораллы и ракушки. Хвостик все время видел свое отражение в зеркале и был этим очень доволен. Он и не заметил, что друзья снова остались далеко позади.

Наконец, рыбки вновь собрались вместе, чтобы поделиться своими впечатлениями.
- Я видел серебристый коралл, - сказал Толстолобик. - Он удивителен тем, что светится даже в темноте.
- А я видела огромную ракушку. Она была такая большая, что вся наша стайка могла бы в ней поместиться, - поведала друзьям Золотая Спинка.
- А я, - начал говорить Красный Плавничок, - я…
- А я, а я, - прервал его Волнистый Хвостик, - вот я видел пять таких ракушек и пять таких кораллов. И вообще, вы снова бросили меня.

Но вдруг он увидел, что говорит все слова не друзьям, а своему отражению в зеркале: это дядюшка Карп подплыл и остановился между ним и остальными рыбками. Внезапно Волнистый Хвостик понял, что все недовольство, которое он высказывает друзьям, он высказывает себе. Это именно он не плавает с ними и не рассматривает так внимательно каждую свою находку.

Неожиданно Хвостик замолчал и уплыл.

Два дня его никто не видел, а на третий он подплыл к стайке и сказал:
- Извините меня, друзья. Я многое понял за эти дни и больше не стану ругать и обвинять вас в своих ошибках. С тех пор, если Волнистый Хвостик хотел увидеть что-то интересное, он плыл медленно и рассматривал каждую находку очень внимательно, любуясь ее неповторимостью и красотой. А если он хотел порезвиться, то плыл быстро-быстро, и получал от этого огромное удовольствие. Со временем все забыли, что Волнистый Хвостик был сварливым и невнимательным. С ним стало интересно и увлекательно плавать, разыскивать удивительные дары моря, делиться впечатлениями и просто дружить.

Золотая рыбка.
Эта сказка для детей, имеющих проблемы с поведением: недостаточная внимательность, чрезмерная подвижность, агрессивность.

Рекомендуется использовать при работе с детьми от 5 до 12 лет в процессе индивидуального или группового консультирования.

Сказка иллюстрирует работу психолога с детским коллективом: помогает решить проблемы во взаимоотношениях с другими, понять ценность и важность партнеров по общению.

Возможные вопросы при анализе сказки:
  1. О чем эта сказка?
  2. Нарисуйте главного героя сказки.
  3. Какой характер был у Волнистого Хвостика в начале сказки?
  4. Знакома ли вам такая ситуация, в которую попали Волнистый Хвостик и его друзья?
  5. Почему друзья решили обратиться за помощью к Зеркальному Карпу?
  6. Что сделал Зеркальный Карп для разрешения конфликтной ситуации?
  7. Что понял Волнистый Хвостик после путешествия с Карпом? Как он изменился?
  8. Чему научила нас эта сказка?
Технологии использования сказки:
  • анализ;
  • рассказывание;
  • сочинение-дополнение сказки, которое можно сделать, ответив на вопрос: какие еще предметы видели рыбки на дне моря, и чем они были удивлены?;
  • рисование;
  • драматизация: разыгрывание в ролях эпизодов сказки;
  • использование кукол.


Тучка

В одном уголке необъятного голубого неба жила семья туч. Туча-папа занимал в небесной канцелярии очень высокий пост - был главным по грому, и поэтому всегда ходил хмурым и сердитым. Туча-мама уважала своего мужа и во всем старалась ему подражать, поэтому со всеми знакомыми она была холодной и мрачной. Их маленькая дочка-тучка, глядя на родителей, тоже научилась быть сдержанной и, повзрослев, стала такой же хмурой и холодной, как они.

Когда-то у маленькой Тучки был друг - Солнышко. Они вместе наперегонки бегали по небу и играли в прятки. Но со временем Тучка отдалилась и от него.
- Что с тобой? - часто удивлялось Солнышко. - Пойдем поиграем!
- Не хочу, - раздраженно говорила Тучка и хмурилась.

Однажды, когда Солнышко в очередной раз попыталось заговорить со своей подругой, та воскликнула:
- Не лезь не в свое дело! И вообще, ты стало слишком любопытным и надоедливым.

С этими словами она повернулась спиной к Солнышку и закрыла его.
- Наконец-то никто не будет меня беспокоить и приставать с глупыми вопросами, - подумала Тучка и нахмурилась еще сильнее.

Так, наедине со своими мыслями, она просидела на одном месте несколько дней.

Однажды, посмотрев вниз, Тучка с удивлением заметила, что люди, звери и растения на земле стали грустными, цветы поникли, и даже дети не улыбались.
- Как они на меня похожи, - подумала Тучка, - но это же хорошо!
И она еще больше расправилась.

День шел за днем. На земле стало совсем сумрачно и холодно. Люди уже не веселились, растения не цвели. Все с надеждой смотрели на небо и ожидали появления солнышка.
- Ну, должно же оно когда-нибудь выглянуть, - с надеждой говорили друг другу люди.

Однажды в их край пришла группа музыкантов. Они так зажигательно пели и танцевали, что взрослые и дети, услышав мелодию, начинали смеяться и веселиться, цветы поднимали головки, а звери весело подпрыгивали, собираясь в круг. Тучка, услышав новые звуки, посмотрела вниз и замерла в удивлении: никто ничего не ожидал от неба, все жили своей жизнью и радовались.

Вдруг она почувствовала себя такой одинокой, что неожиданно для себя расплакалась. На землю полились крупные капли дождя, но - о чудо! - люди подняли голову и улыбнулись, а растения весело зашевелили своими листочками. - Как странно, - удивилась Тучка, - я расплакалась, а все как будто этого и ждали.

Неожиданные открытия следовали одно за другим. Поплакав, она почувствовала себя намного легче - куда-то исчезли хмурость и тяжесть, а главное - ей понравилось взаимодействовать с другими: орошать землю, наполнять реки и озера, поить людей, зверей и растения, и слышать за это слова благодарности.
- Зачем же я так долго сдерживала себя? - задумалась Тучка и вдруг почувствовала тепло за своей спиной.

Обернувшись, она увидела улыбающееся Солнышко, и впервые ей стало стыдно.
- Извини меня, - робко произнесла Тучка и отодвинулась в сторону.

Немного помолчав, она снова расплакалась. Но, удивительно, чем больше дождинок падало на землю, тем легче ей становилась.
- Что же это такое? - размышляла Тучка, - я училась жить так, как живут мои родители, а оказывается, интереснее дружить с окружающими, делиться с ними своими чувствами и слышать слова благодарности, улыбаться и получать улыбки в ответ. Как много мне еще предстоит узнать! Так что же я сижу на месте и теряю время?

С этими словами Тучка, ставшая такой легкой и белой, что ее можно было бы спутать с облаком, сдвинулась с места и поплыла путешествовать по небу.
- Счастливого пути! - весело пожелало ей Солнышко и помахало вслед золотыми лучиками.

Тучка.
Эта сказка для тех, кто имеет проблемы в общении с окружающими, чувствует себя одиноким, и, как следствие, становится агрессивным, замкнутым.

Рекомендуется использовать как в процессе индивидуального, так и семейного или группового консультирования детей среднего и старшего школьного возраста и взрослых.

Сказка показывает, что человек, не допускающий к себе других, практически исключает себя из человеческого общества, и помогает осознать важность проявления чувств открытости и естественности. Сказка способствует социализации, помогает осознать ценность членов коллектива, семьи, и важность взаимоотношений с ними.

Возможные вопросы при анализе сказки:
  1. Нарисуйте Тучку такой, как вы ее увидели.
  2. Почему Тучка, когда выросла, стала неприступной и сдержанной?
  3. Что произошло на Земле, когда Тучка закрыла Солнышко?
  4. Кто и каким образом изменил настроение жителей земли?
  5. Что произошло после того, как Тучка проявила свои эмоции и заплакала?
  6. Знакома ли вам такая ситуация и те чувства, которые испытывала главная героиня?
  7. Чему мы можем научиться у этой сказки?
Технологии использования сказки:
  • анализ;
  • рассказывание;
  • рисование;
  • проигрывание всей сказки или значимых ситуаций:
    • в ролях;
    • с помощью кукол.


Котенок

Жил-был на свете маленький серый котенок по имени Мурзик. Всю свою сознательную жизнь он провел в подвале большого дома, и выходил оттуда только для того, чтобы найти еду или погоняться по двору за красивыми бабочками. Котенок был таким симпатичным, что многие дети хотели его погладить. Но как только они подходили поближе, Мурзик шипел, скатил зубки и царапался своими острыми коготками. Испуганные дети убегали домой, а серый котенок возвращался в темный и холодный подвал.

Со временем на него перестали обращать внимание, и если какой-нибудь незнакомец все-таки подходил поближе, дети громко кричали:
- Не трогайте его! Это Очень Злой Котенок. Он сильно царапается.

Однажды в доме появилась новая девочка, которую звали Маша. Выйдя во двор, она неожиданно увидела серого котенка - Какой хорошенький! - воскликнула девочка и подошла поближе.
- Только не трогай его, - вдруг сказал ей мальчик, проходивший мимо. - Этот котенок всех царапает. Он Очень Злой.
Маша внимательно посмотрела на Мурзика и сказала:
- Это не злой, а Очень Испуганный Котенок. Наверное, когда-то его сильно обидели, и с тех пор он всех боится, а потому и царапается, защищаясь.
- Но царапаясь, он никогда не найдет себе друга и останется одиноким, - произнес мальчик.
- А я знаю, как с ним подружиться, - улыбнулась Маша и побежала домой.

Через несколько минут она вынесла в руках блюдечко с молоком и поставила его на землю.
- Ксс, ксс, - шепотом позвала девочка Мурзика и отошла в сторонку.

Услышав шепот, котенок вышел из подвала и очень медленно подошел к блюдцу. Он внимательно осмотрелся по сторонам и, не почувствовав опасности, выпил вкусное молоко.

Каждый день Маша поила маленького котенка и все ближе и ближе подходила к нему. Уже через неделю Мурзик разрешил ей дотронуться до своей мягкой спинки, а через месяц девочка и котенок так подружились, что вместе бегали по двору и играли с резиновым мячиком.

Незаметно наступила осень, подули холодные ветра, и девочка, пожалев котенка, решила взять его к себе домой. Впервые за многие месяцы Мурзик пошел на руки к человеку. Испуганными глазами он смотрел по сторонам, но не убегал В новой квартире котенка накормили и отмыли от уличной грязи, и когда Мурзик высох все вдруг с удивлением обнаружили, что шерстка у него не серая, а белая и блестящая.

Через несколько дней Маша с котенком снова вышли на улицу. Увидев детей, стоящих в стороне и молча смотрящих на них, девочка громко сказала: - Вы можете погладить его, если хотите. Мурзик больше не царапается.

Дети с опаской и недоверием подходили к котенку и дотрагивались до его шерстки. Но он действительно не царапался.
- И совсем этот котенок не Злой, - с удивлением сказали они друг другу, - а Добрый и Красивый.
- Совершенно верно, - улыбнулась Маша - Это Очень Добрый Котенок.

Котенок
Сказка для тех, кто имеет проблемы в общении с окружающими, чувствует себя одиноким и беззащитным и, как следствие, становится агрессивным. Рекомендуется использовать в процессе индивидуального и группового консультирования детей и взрослых. Сказка иллюстрирует задачи работы психолога: интегрировать в коллектив обособившегося члена, помочь изменить отношение к нему и пережить радость взаимного принятия.

Вопросы:
  1. Нарисуйте котенка таким, каким вы его увидели.
  2. Какая часть сказки показалась вам наиболее яркой? Что вас в ней привлекло?
  3. Как вы думаете, почему дети называли котенка Злым?
  4. Был ли он Злым на самом деле?
  5. Знакома ли вам такая ситуация и те чувства, которые испытывал Котенок?
  6. Как девочка смогла подружиться с котенком? Почему ей это удалось?
  7. Сразу ли поверили дети в изменение характера котенка? Почему?
  8. Чему мы можем научиться у этой сказки?
Технологии использования сказки:
  • анализ;
  • рассказывание;
  • рисование;
  • проигрывание в ролях и с помощью кукол.
Версия для печати

Отправьте свой вопрос

Задать вопрос специалисту

Copyright © 2006 Deti.by

Все материалы, размещенные на портале "DETI.BY" защищены авторскими правами.
Использование фотографий ЗАПРЕЩЕНО без письменного разрешения их авторов.
При любом использовании материалов ссылка на WWW.DETI.BY обязательна. Подробнее »



Каталог TUT.BY Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов Белорусский рейтинг MyMinsk.com Rating All.BY Internet Map