21—23 марта 2008 г. в Минске состоится тренинг-семинар «МУЖСКОЕ И ЖЕНСКОЕ. МАГИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ»

Наши специалисты

Фурманов И. А.

Ведущий специалист по детской агрессивности, практикующий консультант и психотерапевт.

Ядченко Л. Е.

Офтальмомикрохирург. Врач высшей категории. Закончил Военно-медицинскую Академию им. С.М. Кирова (г. Ленинград) в 1989 г.

Сакович Н. А.

Сфера профессиональных интересов: арт-терапия, сказкотерапия, юнгианская песочная психотерапия. Проводит тренинги и индивидуальные консультации для подростков и их родителей.

Шигорина Е. В.

Квалифицированный психолог-консультант, специалист по индивидуальной и групповой телесно-ориентированной психотерапии.

Денюшкин С. Л.

Заместитель директора по учебной работе (начальные классы) СШ №98 Заводского района г. Минска.

Фурманова Н. В.

Старший преподаватель кафедры прикладной психологии БГПУ имени М. Танка, магистр психологии.

Бельская Е. П.

Врач-педиатр, первая квалификационная категория. Стаж работы по специальности 16 лет.

Новости от наших партнеров

Здесь Вы найдете информацию о ближайших событиях у наших партнеров. Постоянное обновление.

Марина Тихомирова

Музыкальные новости от Марины Тихомировой - теперь здесь и здесь.

Вы здесь: Главная  Консультации специалистов  Ядченко Л. Е.  Почему у детей большие глаза

ПОЧЕМУ У ДЕТЕЙ БОЛЬШИЕ ГЛАЗА

Дети
Родятся с большими глазами,
С чистыми, маленькими сердцами.
Пусть люди в согласье живут на планете!
Ведь дети родятся!
Родятся дети!

Дети родятся, чтоб быть счастливыми,
Честными, искренними, красивыми,
Пусть здравствует Разум на белом свете!
Ведь дети родятся!
Родятся дети!…

С. Баруздин. «Для чего родятся дети».


Для того, чтобы комфортно жить и гармонично развиваться любому человеку необходима информация о том мире, где он живет. Человек воспринимает и познает окружающий мир с помощью осязания, обоняния, вкуса, слуха и зрения. Однако, необходимо помнить, что 95% информации об окружающем мире человек получает через орган зрения, поэтому качество жизни во многом зависит от качества восприятия этой информации, а качество восприятия информации, в свою очередь, зависит от того, как работает орган зрения. Большинство родителей, понимая важность этой темы, интересуются разными вопросами, связанными со зрением детей, но, в связи с рядом объективных трудностей, не все знают к какому специалисту можно обратиться за помощью или разъяснениями, а, даже если и знают, то сидение в очередях в поликлинике и небольшое количество времени, которое врач может уделить каждому пациенту затрудняют доступ к нужной информации. Возможности портала позволяют упростить эту задачу и у посетителей теперь есть возможность задать вопрос и получить квалифицированный ответ по интересующему их вопросу.

Нажмите, чтобы увеличить«Орган зрения» - это не только сам глаз. Многие сравнивают его с фотоаппаратом. В нем имеется система линз (роговица, влага передней камеры, хрусталик, стекловидное тело) и фотопленка – сетчатка, где в результате очень сложных фотохимических процессов возникают биотоки, передающиеся по зрительным путям к корковым центрам затылочной части мозга. Орган зрения – это сложная система, состоящая из трех основных подсистем: 1) глазные яблоки с придаточным аппаратом, 2) проводящие пути, и 3) участок мозга, кот. обрабатывает полученную через проводящие пути информацию (зрительный анализатор). Фоторецепторы сетчатки способны воспринимать огромное количество - 30х10х9 (!) - бит информации в секунду. Но человеческий мозг не способен обработать такой большой объем. Поэтому запускается удивительно рациональный механизм «процеживания» и «концентрации» информации, в результате которого в коре головного мозга в одну секунду усваивается всего несколько десятков бит информации.

К сожалению, иногда эти подсистемы выходят из строя.

Научные исследования выявили, что первое время после рождения (1-2 месяца) ребенок приходит в этот мир с дальнозорким глазом и видит все, в том числе, и маму и папу, в перевернутом виде.

По мере роста ребенка и роста глаза дальнозоркость исчезает и он начинает видеть достаточно остро и резко.

Ребёнок с большими глазамиИнтересно, что в организме человека не так много частей, размеры которых остаются постоянными на протяжении всей жизни. Одна из таких «констант» - это диаметр роговицы. Роговица – это окошко в мир. У маленького ребенка диаметр роговицы в процентном соотношении составляет довольно большую площадь от площади всего лица и именно поэтому кажется, что у детей очень большие глаза.

По мере роста это соотношение меняется, и на лице взрослого человека глаза перестают доминировать.

Роговица – это передняя часть склеральной оболочки. Она достаточно уникальна, т.к. вся остальная часть склеральной оболочки белая, а область роговицы – прозрачная. В этой области нет сосудов, очень много нервов и питается она за счет диффузии.

Человек приходит в этот мир с раскрытыми глазками, после того серьезного испытания, через которое ему пришлось пройти во время самого процесса рождения. Только что появившегося на свет человечка мир проверяет на прочность, в том числе, проверяется на прочность и орган зрения.

В ряду опасностей, которые поджидают ребенка при его появлении на свет, одной из первых стоит послеродовая инфекция, которая существует в родовых путях даже у здоровых женщин и которая воспринимается ребенком как чужеродная. К счастью, в современных роддомах профилактика послеродовой инфекции развита достаточно хорошо, и те времена, когда мама заражала ребенка инфекцией из родовых путей, давно ушли в прошлое.

Поскольку у новорожденного собственный иммунитет не такой мощный, как у взрослого человека, и часть необходимых иммунных компонентов первое время он получает с молоком матери в виде иммуноглобулинов, то после родов детям в глаза закапывают нитрат серебра (колларгол), либо раствор антибиотика, чтобы предотвратить влияние инфекции.

В послеродовом периоде одной из наиболее часто встречающихся проблем является слезостояние (или слезотечение) – глаз ребенка постоянно влажный, как слезное озерцо. Многие родители этого пугаются. Однако здесь волноваться не нужно. Слезостояние вызвано тем, что у некоторых детей существует так называемая мембрана или пленочка, которая перекрывает выход слезы из слезного мешка в нос. Это дело поправимое - иногда достаточно раза 3-4 в день массировать область проекции слезного мешка (внутренний угол глаза около носа). Надавливание на слезный мешок приводит к тому, что мембрана прорывается и слеза начинает вытекать по своему естественному пути – из глаза по слезным канальцам в слезный мешок, из него в нос, и по задней стенке глотки в желудок.

Другой достаточно часто встречающейся проблемой является косоглазие. Это такое состояние глаз, когда нарушается согласованное движение глазных яблок, и один из глаз отклоняется в ту или другую сторону. К этой проблеме нужно отнестись серьезно, потому, что косящий глаз рано или поздно перестает видеть, т.к. при косоглазии в мозг приходит не одно изображение а два. В этом случае на уровне зрительного анализатора автоматически происходит блокировка и развивается амблиопия – такое состояние, когда зрение трудно поддается коррекции. Эта проблема тоже исправима, поскольку существует ряд методик и упражнений, которые позволяют поставить глаз в нужное положение. В отдельных случаях прибегают к хирургическому лечению. Для предупреждения развития косоглазия над кроваткой, в которой лежат новорожденные дети, на расстоянии 50-60 см. от глаз можно подвесить яркую игрушку, на которой ребенок учится фиксировать взгляд (и которая для младенца, который еще не может самостоятельно переворачиваться, является гораздо более интересным зрелищем, чем просто скучный белый потолок).

На более поздних этапах развития у детей могут проявляться нарушения рефракции глаза – это близорукость или дальнозоркость.

В нормальном глазу изображение, пройдя сложную цепь преломляющих сред (роговица, хрусталик, стекловидное тело) проецируется точно на сетчатку.

Если изображение проецируется перед сетчаткой, что это состояние называется близорукостью. Если же изображение фокусируется за сетчаткой, то такое состояние называется дальнозоркость.

Есть еще один вид нарушения рефракции – астигматизм. Это такое состояние, при котором в различных сечениях оптической системы глаза, например в вертикальном и горизонтальном, сила преломления не одинакова. Лучи при этом не могут после преломления собраться в одной точке, поэтому изображение на сетчатке будет не точечным, как в норме, а размытым (отсюда и название: «а-стигма» - отсутствие точки).

При нарушениях рефракции р ебенок щурится, напрягает глаза, жалуется, что не различает предметы на дальнем или на близком расстоянии.

Самый простой и действенный метод решения проблем близорукости, дальнозоркости и астигматизма – это коррекция зрения при помощи очков или контактных линз.

И у очков, и у контактных линз есть как свои преимущества, так и свои недостатки. Расскажем здесь о наиболее очевидных.

Очки.
Коррекция зрения при помощи очков - метод очень древний (первые очки находили при раскопках в гробницах фараонов) и давно проверенный, но не все дети хотят носить очки, опасаясь насмешек со стороны сверстников. Кроме того, активные дети всегда находятся в движении, а очки часто мешают заниматься подвижными играми, спортом. Очки бьются, ломаются. Зимой стекла очков запотевают, что создает определенные неудобства. Однако, очки – порой единственное средство для коррекции зрения детей младше 12-14 лет, т.к. контактные линзы не рекомендуется носить детям младшего возраста, т.е. до того времени, когда дети смогут ставить их самостоятельно.

Контактные линзы.
Контактные линзы дают максимальный комфорт, в них видно гораздо лучше, чем в очках, т.к. нет воздушной прослойки между глазом и корригирующим стеклом, и поэтому оптическая система глаза работает в более комфортных условиях. Только линзой можно исправить близорукость или дальнозоркость одного глаза, если она превышает 2 диоптрии. Контактные линзы не ограничивают активность ребенка – в них можно бегать, прыгать, но, о чем следует помнить, в линзах нельзя купаться и нырять, т.к. линзу может смыть водой.

Существуют и другие ограничения.
Контактная линза, даже самая современная, – это все равно инородное тело. В некоторых случаях существует индивидуальная непереносимость – не все люди могут носить линзы, так как постоянно ощущают их присутствие в глазу, что дает ощущение постоянного дискомфорта.
Контактная линза частично ухудшает питание роговицы – так как не дает слезе омывать роговицу, а со слезой передаются питательные вещества и каждое движение век – это своеобразный питательный «душ» для роговицы.
К недостаткам использования контактных линз можно отнести и встречающуюся иногда аллергию на растворы, которыми производится дезинфекция линз. За линзами нужно тщательно ухаживать, вовремя их менять, а те специальные средства, при помощи которых выполняется дезинфекция линзы, имеют аллергический компонент.
В отдельных случаях ношение линз вызывает дистрофические или воспалительные заболевания глаза.
Также необходимо учитывать и определенные материальные затраты, с которыми связано ношение контактных линз: линзы есть разные, стоят по-разному, средства по уходу за линзами также требуют постоянных расходов.

О нарушениях цветового зрения.
Нарушение цветового зрения – цветоаномалия - заболевание врожденное, передается по наследству, причем болеют только представители мужского пола. К сожалению, современная наука еще не нашла способы решения этой проблемы. Пока, на сегодняшнем этапе развития офтальмологии, все, что можно и необходимо делать - это учитывать данную особенность. Если у ребенка обнаружено нарушение цветового зрения, необходимо как можно раньше направлять развитие, ориентируясь на те профессии, где цветоразличение не является профессионально значимым качеством. Например, для службы в армии юноша может быть годен, но не во все войска, однако для тех, кто хотел бы выбрать карьеру профессионального военного - путь закрыт.

Мне представляется, что родителям необходимо знать еще об одной трактовке причин различных нарушений зрения – это психосоматические причины. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос со здоровыми глазами, или хотя бы снизить риск нарушений зрения, нужно всегда помнить о сохранении позитивного микроклимата в семье. Отношения родителей между собой, между ними и ребенком оказывают непосредственное влияние на состояние здоровья маленького человека. Частые конфликты, ссоры, отсутствие эмоционально положительной атмосферы могут привести к нежелательным последствиям. Ребенок не готов к решению многих взрослых проблем, а, если он не может исправить ситуацию, то самый простой для него выход – это просто ее не видеть, что автоматически может проявиться в близорукости или в дальнозоркости.

Отдельная серьезная тема – это травмы глаз.
Травмы глаз, в зависимости от степени тяжести, подразделяются на ушибы, контузии, ранения. Независимо от степени тяжести, при любой травме глаз необходимо незамедлительно обратиться к окулисту.
Родители должны помнить, что только специалист может оценить степень тяжести травмы. Не нужно пытаться самостоятельно рассмотреть, что же там случилось с глазом, а тем более – пробовать самостоятельно лечить травмированный глаз. Здесь тактика поведения родителей должна быть только одна – незамедлительное обращение к окулисту. Причем, ребенка необходимо доставить к специалисту-офтальмологу с бинокулярной (на оба глаза) повязкой или наклейкой. Повязка на оба глаза необходима во-первых, чтобы уменьшить движение глазных яблок и тем самым снизить травмирующий фактор, а, во-вторых, чтобы защитить глаз от дополнительного инфицирования. Первую помощь при травмах глаз могут оказать специалисты любой больницы. Здесь важен временной фактор: чем меньше промежуток времени от получения травмы до осмотра специалистом, тем лучше прогноз и результаты лечения. Грамотный специалист, в том случае, если сам недостаточно глубоко владеет проблемой, всегда посоветует родителям к кому и как нужно обратиться в каждом индивидуальном случае.

© Л. Е. Ядченко, 2006
© Л. Е. Ядченко, иллюстрация, 2006
© Л. Е. Ядченко, фотография, 2006
Версия для печати

Отправьте свой вопрос

Задать вопрос специалисту

Copyright © 2006 Deti.by

Все материалы, размещенные на портале "DETI.BY" защищены авторскими правами.
Использование фотографий ЗАПРЕЩЕНО без письменного разрешения их авторов.
При любом использовании материалов ссылка на WWW.DETI.BY обязательна. Подробнее »



Каталог TUT.BY Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов Белорусский рейтинг MyMinsk.com Rating All.BY Internet Map